Повреждения и трещины на асфальтобетонном покрытии: причины их появления и ремонтные работы
Для того чтобы обеспечить своевременную эксплуатационную готовность дорог требуются постоянные комплексные работы по их эксплуатации, содержанию и ремонту.
В данной статье мы постарались описать важные моменты, из-за которых появляются повреждения на асфальте, на участках проезжих частей, а также методы их восстановления.
Содержание
1 Причины образования повреждений и трещин.
2 Ремонтные работы, предназначенные для асфальтобетонного покрытия
2.1 Ямочные ремонтные работы
2.2 Укладка слоя износа.
Причины образования повреждений и трещин.
Замерзание воды в асфальтобетонном покрытии. Горячий плотный асфальт имеет пористый состав. Если дождливая погода, либо произошел прорыв водопроводной или канализационной системы, то дорожное покрытие остается под водным слоем. В результате водный слой начинает просачиваться в пористую структуру и задерживается в ней, затем происходит уменьшение температурного режима до минуса, что приведет к появлению льда, а это послужит некой причиной разрыва материала АБП, и в итоге мы увидим повреждения.
Некорректная структура асфальтобетонной смеси. Уже изготовленная смесь не будет иметь необходимую прочность, если в ходе производства нарушили состав АБС. Потерять прочность можно из-за не промытого щебня, загрязненного песка, неподходящего битума, или не точно подобранных минеральных порошков и других присадок.
Нарушение техники укладки асфальтобетонной смеси. К нарушениям техники укладки относят — излишне охлажденную смесь, а также неправильно подготовленное основание.
Укладка АБС во время дождливой погоды или низкой температуры, также приведет к нарушениям укладки. Все вышеуказанные причины приведут к возникновению трещин или разломов.
Нарушение техники укладки основания. При каких условиях основание может дать усадку? – Недостаточная расклинцовка, а также неправильное приобретение материалов, как правило, приводит к усадке. А неподходящий выбор формы автомобильной дороги и недостаточный уклон – могут приводить к затоплению автомобильных дорог.
Нарушения техники подготовки грунтовой поверхности. К усадке и сдвижению грунта приводят ошибки, которые были допущены в ходе геологической разведки, проектного этапа либо его подготовки. В результате чего может произойти сдвиг основания и АБП.
Качественное проектирование, учитывая все особенности грунта, интенсивности движения, климата, а также строительные работы на основании ГОСТ и СНиП — помогут не допустить вышеперечисленные повреждения!
Ремонтные работы, предназначенные для асфальтобетонного покрытия
Ямочные ремонтные работы
Существуют следующие виды ямочных работ:
Первому виду ямочной техники присуща горячая асфальтобетонная смесь (АБС) с нарезанием карт.
В процессе ремонтных работ повреждения удаляют нарезкой либо фрезерованием.
Основание под снятым слоем обрабатывают битумной эмульсией для того, чтобы увеличить адгезию. Далее карты заполняют горячей АБС. Затем ее уплотняют виброплитой либо катком.
Еще один вид ямочных работ – литьевая техника с нарезанием карт. Восстановление повреждений и обработка карт ведется по тому же принципу, что и горячая АБС. Если использовать рециклер, то снятое асфальтобетонное покрытие не нужно отвозить на свалку, можно просто переработать.
Если отсутствует рециклер, то снятое покрытие требуется вывезти. Затем карта заливается литой АБС. Она не нуждается в уплотнении. Важным моментом является то, что на опасных поворотах, спусках и подъемах уже отремонтированные дороги посыпают черным специальным щебнем и уплотняют его в смесь, сразу в конце заливки. Это поможет сцеплению заплатки с колесом машины. Преимущества этой техники заключаются в следующем: заплатка обладает улучшенной адгезией, и герметизирует отремонтированные дорожные покрытия. Отрицательные моменты – не в любой компании, занимающейся строительно-ремонтными работами, имеется все необходимое оборудование, да и смесь выше по стоимости, в отличие от горячей. Данную асфальтобетонную смесь нет необходимости уплотнять.
Струйно-инъекционный способ. При данном способе не требуется нарезать карты. Повреждения продувают сжатым воздухом для того, чтобы очистить от всевозможных загрязнений, затем их необходимо обработать водно-битумной эмульсией (Далее ВБЭ), и засыпать черным специальным щебнем. Далее его необходимо разровнять, уплотнить и очень хорошо пролить ВБЭ. Такой способ хорош тем, что затрачивается минимум финансовых средств на ремонтные работы. Отрицательный момент – отремонтированные участки дорог могут выдерживать только маленькие нагрузки, то есть поток автомобилей должен быть менее интенсивным.
Заливка полимерами. В процессе данного способа повреждения в виде трещин очищают сжатым воздухом от загрязнения и воды, затем обрабатывают разными эмульсиями и заполняют жидкой заливкой — полимерами. Положительный момент – поврежденные дороги становятся полностью герметизированными; на участках образовывается пленка из полимера, которая является защитой от водного слоя; требуется минимум материалов. Единственный минус – это высокая цена за материалы.
Ямочные ремонтные работы позволяют устранить повреждения и выровнять АБП, при этом данный метод не может герметизировать АБП и не устраняет всевозможные повреждения.
Укладка слоя износа
Для того чтобы герметизировать АБП слой износа укладывают по литьевой технике. Данный слой по литовой технике считается недорогим в ремонтных работах, также имеет отличные характеристики прочности для укладки. Необходимо иметь специальные материалы – кохеров — для доставки асфальтоукладчика. Для ремонта пораженных участков грунтовой поверхности могут потребоваться глобальные работы на территории проезжей части. Если соблюдать стандарты ГОСТа и СНиП в процессе проектных и строительных работ, хорошо ухаживать и качественно ремонтировать асфальтобетонные дорожные участки, то они будут служить множество десятилетий, не уступая ни в чем лучшим зарубежным дорогам.