Сегодня мы расскажем о том, что значит колейность и почему она возникает на дорогах. Кроме этого, мы рассмотрим основные методы ремонта колеи и предотвращения ее появления. Вычислим ее влияет на движение автомобилей на дорогах и основных неудобствах водителей.
Содержание:
- Почему колея образовывается на дорогах из асфальта.
- Причины образования колеи на дорогах, сделанных из бетона.
- Необходимый ремонт.
- Как отремонтировать асфальтобетонное покрытие.
- Как отремонтировать дорогу из бетонного покрытия.
- Методы борьбы с причинами образования колейности.
Почему на дорогах из асфальта образовывается колея?
Одна из основных причин для образования колейности – повышение количества автомобилей на дорогах и увеличение их массы.
При расчете дорожного полотна прежде всего производится вычисление ожидаемого веса машин, которые будут ее использовать. На основании этой цифры готовится необходимое количество грунта, определенное основание и верхнее покрытие будущей дороги. Если общие вес автомобилей существенно превышает первоначальный расчет, то покрытие продавливается, отсюда и образуется колейность дороги. Такая же ситуация происходит при резком увеличении потока машин.
Еще одной причиной, часто, является перегрев дорожного покрытия. Если температура в тени превышает +30 градусов, то асфальт начинает размягчаться, это происходит из-за перегрева битума в его составе. Затем, большой поток и максимальные вес автомобилей продавливают покрытие дороги, от чего меняется форма и образуется колея. Современные производители вводят в состав асфальта различные вещества, которые должны повышать температуру, при которой происходит размягчение, но они резко помогают, если температура превышает +40 градусов. Во многих городах России ввели правила, при которых по дорогам не разрешают передвигаться грузовикам, если температура превышает +30.
Нередки случаи, когда происходят ошибки при проектировании дороги и нарушение правил при ее строительстве. Специалисты могут произвести неверные расчеты плотности грунта, уплотнения, которое необходимо или всей конструкции дорожного полотна. Если материалы для сооружения дороги подобраны неверно, то прочность покрытия существенно ослабляется, что способствует появлению колеи.
Пучение асфальта – также распространенное явление. Почти все дороги России построены из асфальтобетона, для которого характерна пористая структура. Во время выпадения осадков, поры бетона могут заполняться водой, которая застывает при понижении температуры и разрушает структуру всего асфальта. Как результат, на дорогах появляются мелкие трещины, прочность полотна снижается и появляется колея.
На дороге может происходить розлив агрессивных жидкостей и реагентов.
Многие моторные масла, реагенты, некоторые кислоты, глицерин и большинство веществ, которые применяются для растопки снега медленно могут разрушать структуру асфальта, существенно уменьшая прочность покрытия. Все это способствует продавливанию дороги при существенных нагрузках.
Почему колея образуется на бетонных дорогах?
Пористая структура характерна для бетона, также, как и для асфальтобетона, следовательно, здесь также происходит накопление влаги. Отсюда следует разрушение структуры дорожного покрытия и пучение, при существенном понижении температуры.
Также, при проектировании дорог этого типа, возможны ошибки проектирования и погрешности при строительстве. Если специалисты допускают неверные расчеты или происходят нарушения при сооружении дороги, то покрытие существенно теряет прочность. Кроме этого, возможно использование некачественного цемента при создании бетона, это способствует появлению трещин и усиленному пылеобразованию. Если большое количество пыли попадает под колеса машины, то повышается уровень трения между колесами и бетонным покрытием. Все это приводит к тому, что истирание бетона происходит в краткие сроки и на дороге образовывается колейность. Если на дороге еще и образовалось пучение, то стойкость к истиранию максимально снижается.
Агрессивные жидкости, пролитые на полотно дороги также способствует ее разрушению. Жидкости довольно часто способствуют изменению структуры бетона и повышают степень трения, вследствие этого образуется колея.
Ремонт дороги, имеющей колейность.
При совершении ремонта, мало устранить саму колею, необходимо понять и устранить причины ее появления на дороге.
Ремонт покрытия из асфальтобетона.
Колейность на автодорогах убирают через сплошное снятие асфальта, с целой полосы, либо, когда бюджет ограничен — через снятие узкой полоски, чуть шире, чем колейность. Применяют для снятия дорожные фрезы, в основном двухметровые. Асфальт из-под фрезы грузится в самосвалы, и вывозится на площадку. Далее карта должна быть подметена щетками, обработана эмульсией и положен новый асфальт.
Один из распространенных способов ремонта колейности с минимальным бюджетом – ямочный ремонт с нарезанием карт. При таком способе происходит удаление всего асфальтобетона под колеей. Благодаря этому, появляется возможность проверки основания на предмет более серьезного ремонта. Если в основании не обнаружено дефектов, то карта просто заливается асфальтобетонной смесью. При таком варианте ремонта не рекомендуется использовать горячую смесь, так как ее уплотнение на такой ширине практически невозможно.
Еще один вариант – ямочные ремонт без осуществления нарезки карт. Используется литьевая технология, при которой колею заливают литой асфальтобетонной смесью. Преимуществом такого способа является то, что смесь не требует уплотнения, но при этом прочность не уступает горячему асфальтобетону, который прошел уплотнение.
Ремонт бетонных покрытий.
Ямочный ремонт с нарезанием карт – это способ, при котором происходит вырезание колеи по всему периметру и нарезаются пазы под арматуру. Прежде чем установить арматуру, необходимо очистить карту от пыли и грязи, увлажнить и установить арматуру. После установки нужно сделать перевязку и залить карту новым бетоном.
Еще один способ ремонта бетонных покрытий – ямочный ремонт без нарезки карт. Ремонт производится при использовании полимеров-шпатлевок. Колею необходимо очистить от загрязнений, обработать железной щеткой, для снятия рыхлого слоя и загрунтовать полимерной пропиткой и шпатлевкой. Для этих целей следует выбрать цементно-эпоксидный раствор или эмульсию.
Как бороться с образованием колеи?
Чаще всего, колея образуется из-за попадания воды внутрь полотна, которая вызывает разрушение структуры. Соответственно, нужно провести мероприятия по защите дорожного покрытия. Для этого могут быть использованы различные пропитки или эмульсии, кроме этого, может быть осуществлена заливка слоя, на котором замечен износ. При использовании пропитки, средство проникает в структуру покрытия, заполняет разрушенные поры, и способствует отличной адгезии эмульсии относительно покрытия. Преимущество этого способа состоит в том, что обеспечивается полная защита покрытия от попадания осадков в поры и снижается степень пыльности. У этого метода есть и недостаток – возобновлять защитный слой необходимо раз в два года.
Слой износа – это часть литого асфальтобетона, толщина которого от 0,5 до 2 сантиметров, в него вкрапливается черный щебень, который увеличивает степень сцепления полотна с колесами машин. Этот слой способствует полной защите от жидкости и практически полностью устраняет возможность пыльность. Такой слой может служить до пяти лет и его ремонт выполняется практически без затрат.
Помните, что сделанный вовремя ремонт и должный уход за покрытием продлит срок службы в несколько раз.