Асфальтирование обычно, производится специалистами, но простому человеку также полезно знать о правильности укладки асфальта. Как правило, асфальт необходимо укладывать при благоустройстве дворов и территорий, либо при строительстве автомобильной дороги, просто будут отличаться технические моменты.
Есть два больших этапа работ:
- Подготовительный этап. Занимает основную часть времени. Очень важный этап, поскольку исходя из того, насколько качественно сделана подготовка, настолько качественным и будет асфальтовое покрытие.
- Этап асфальтирования. Занимает меньшую часть времени, но является чрезвычайно интенсивным. Очень ответственный этап, поскольку допущенные ошибки на этом этапе могут перечеркнуть предыдущие грамотные и правильные действия при подготовительных работах.
Подготовительный этап
Перед асфальтированием дворовых территорий на начальном этапе выполняют разметку территории. Параллельно с этим определяется толщина слоя из щебня, а также толщина асфальта. Например, для укладки асфальта во дворе подойдет щебневой слой в 15 см, и асфальтовый слой — 5 см, так как нагрузка будет совсем небольшая. Но если вам требуется асфальтирование дороги, где будут ездить не только легковые машины, но и грузовые автомобили, то здесь потребуются следующие расчеты: подушка из щебня 35 см; 2-3 слоя асфальтового покрытия толщиной 5-7 см.
Также важно, чтобы уровень дворовой территории был прежним, для этого снимают слой земли, в результате чего мы получим выемку, называемую «земляным корытом».
Важно также уплотнить дно, после того как земля будет выбрана на нижний уровень. Уплотнение происходит с помощью катка либо виброплиты.
Затем «земляное корыто» засыпается слоем щебня: если это двор, как мы упомянули выше, то достаточно cлоя 6-15 см. Размер щебня должен соответствовать 20-40 мм. Но, к примеру, если идет строительство автомобильной дороги, то щебень укладывается в 2-3 слоя. Здесь верхний слой должен быть размером 5-20 мм, средний 20-40 мм, и самый нижний слой – это крупный щебень 40-70 мм. Давайте разберемся, зачем необходимо использовать именно такой метод?
Каждый из трех слоев имеет очень важное значение:
- Если после обильных дождей, начнет подниматься вода, то щебень крупной фракции, будет служить неким дренажем.
- Средний слой отвечает за распределение нагрузки на основание.
- Верхний щебневой слой понадобится при распределении асфальтового покрытия, для равномерности. Это так называемая “расклинцовка”.
Каждый щебневой слой нуждается в уплотнении дорожными катками, которыми необходимо пройтись около 6 раз. При асфальтирование дворов масса катка вполне может быть до 4 тонн, а при асфальтирование дорог, до 14 тонн. Любой асфальтовый каток имеет также виброплиту. Ведь с помощью нее можно добиться наиболее качественного уплотнения. Если на пути встречаются труднодоступные места, куда у катка нет возможности подобраться, то необходимо использование виброплиты — не стоит пренебрегать данным оборудованием. В совсем узких местах обычно используют ручные трамбовки.
Щебень необходимо засыпать под наклоном до 10 мм на 1 м, это требуется для обеспечения стока воды. Желательно, чтобы вода могла уходить в почву, если не предусмотрены лотки. Асфальтирование также следует производить под уклоном. Для данных работ используется нивелир.
Этап асфальтирования
К укладке асфальта приступают уже после того как подготовлено основание.
Асфальт может иметь разную зернистость.
Как мы уже упоминали ранее, для асфальтирования дворовых территорий хватит одного слоя, но при этом он должен быть мелким.
Какие шаги предпринимаются для асфальтировки автомобильной дороги?
Она, как мы уже поняли, должна укладываться в несколько слоев, приблизительно по 5-7 см в толщину. Нижний слой представляет собой крупный асфальт, по сравнению с верхним слоем. Не забываем о том, что каждый слой должен быть укатан катком. А для сцепки слоев используется битум, который должен заливаться на нижние слои.
Из 1 тонны асфальта мы можем сделать около 8 кв. м. асфальтового покрытия, толщина которого будет составлять 5 см. в уплотненном виде. Если идет строительство проезжей части, то применяются асфальтоукладчики с шириной плиты от 3,5 до 6,0 м.
Важно помнить, что небольшая подъездная дорога или дворовая территория, хоть и имеют минимальную нагрузку, при этом в процессе строительства также требуют соблюдения определенных требований, чтобы служили дольше и не появились трещины или разломы в ближайшее время после асфальтирования.
Прочность асфальта будет страдать, если будут нарушены следующие требования:
- Не производить асфальтирование в мороз либо дождливую погоду;
- Нижние слои всегда должны быть укомплектованы крупным щебнем или асфальтом;
- Каждый из слоев нуждается в трамбовании до коэффициента 0,99.
Изначально нам может показаться, что строительство дороги это просто.
На самом деле это не так. Ведь прочность и срок службы дорожного покрытия без реконструкции зависит от технологических нюансов. Если при строительстве автомобильной дороги были соблюдены все технологии, то и асфальт прослужит долгий период времени.
Многие даже и не задумываются о том, что дорожное покрытие состоит из 2-3 слоев и напоминает пирог. Мы в основном знаем только о верхней части – асфальте и бордюрах. Правила строительства дороги регламентируется ГОСТом и СНИПом.
Рассмотрим из каких слоев выстраивается качественный «пирог», опишем технологию:
- На грунт, после планировочных работ и укатки укладывают геотекстиль;
- Насыпают и утрамбовывают слой песка (толщина 20-70 см);
- Насыпают и утрамбовывают щебневой слой крупной, далее средней, затем иногда мелкой фракций;
- Укладывают базальтовую дорожную сетку
- Укладывают крупный (нижний) и мелкий (верхний) слой асфальта.
Геотекстиль, который укладывают на основание земли помогает не смешаться песку с землей. Благодаря чему, на дороге не будет выбоин, даже после проезжающих тяжелых грузовых машин. А для большей прочности между асфальтовым покрытием и щебнем укладывают дорожную сетку, которая удерживает щебеночный слой.
Если пренебрегать нормами и стандартами, то уже в первую весну, потребуется проводить ремонтные работы.