Укладка асфальта: технология работ. Дорожная техника, которая помогает в строительстве.
Выполнение работ по дорожному строительству — важная тема, поскольку проблема дорог в России кажется неиссякаемой. Вошло в обыденность после капитального ремонта дороги, спустя какой-то срок возвращаться к ямочному ремонту. Далее через несколько лет дороге снова требуется капитальный ремонт, а после снова возникает необходимость избавиться от ям, и данный цикл необратимо воспроизводится снова и снова. Почему же так происходит? Дело в том, что многие организации допускают нарушения в технологии дорожных работ. Предлагаем поэтапно рассмотреть принципы правильного проведения таких работ.
Демонтаж асфальтового покрытия
Здесь необходимо определить, какой именно тип ремонта требуется провести – ямочный (локальный) или капитальный.
В случае ямочного ремонта старый асфальт снимается лишь с плохого участка дороги. Вокруг ямы с использованием дорожных инструментов демонтируется асфальтовое покрытие таким образом, чтобы образовались ровные правильные края – прямоугольник либо квадрат.
Далее с помощью отбойных молотков, или гидромолотом, которыми оснащены экскаваторы-погрузчики, демонтированные полосы асфальта измельчаются а части. Фрагменты асфальта сгружаются в самосвал с целью дальнейшего вывоза. В последнее время, при проведении ямочных дорог характерно преимущественное использование мини-экскаваторов. Связано это с тем, что мини-экскаваторы производят меньше помех для автотранспортного движения в отличие от крупногабаритных погрузчиков, габариты мини экскаватора едва ли занимают половину дорожной полосы.
При проведении же капитального ремонта дороги необходимо демонтировать асфальтовое покрытие полностью.
Есть пара способов выполнения снятия старого дорожного покрытия из асфальта:
Полный демонтаж асфальтового покрытия.
В данном случае асфальт разбивается по технологии, описанной выше. После, экскаваторы-погрузчики наполняют самосвалы кусками битого асфальта для последующего вывоза. К сожалению, снятый старый асфальт не годится для вторичного использования, так как не подлежит переработке. К тому же, данный способ демонтажа асфальта требует использования большого числа спецтехники.
Оба приведенных довода показывают невыгодность данного способа демонтажа асфальта, однако в ряде случаев именно этот способ оказывается необходимым для подготовки дороги к дальнейшему ремонту.
Частичный демонтаж асфальтового покрытия.
При проведении демонтажа старого асфальта данным способом используется дорожная фреза, с помощью которой спецтехника снимает верхний слой покрытия, погружаясь на необходимую глубину, после чего перерабатывает его в крошку. При этом глубина погружения фрезы, иными словами толщина снимаемого слоя асфальтового покрытия, может быть выверена с максимальной точностью. Выгода от использования данного способа заключается в меньших затратах на спецтехнику и рабочих, их задействуется на порядок меньше. В добавок, снятый асфальт, прошедший этап переработки в крошку, теперь подлежит дальнейшему использованию как вторичный материал.
Подготовительные работы
За этапом демонтажа старого асфальта следует этап подготовительных работ, суть которых заключается в обеспечении качественного сцепления нового асфальта со старым покрытием. В случае проведения ямочного ремонта периметр и дно ямы (где должен располагаться слой щебня) обильно покрываются битумом.
Нанесение битума осуществляется вручную. В случае если асфальт был демонтирован на всем участке дороги, ввиду больших масштабов работы, расплавленный битум наносится спецтехникой. Нанесение битума осуществляется поверх щебня, освобожденного из-под демонтированного слоя асфальта, или же поверх остаточного нижнего слоя покрытия. Порой перед нанесением битума некоторый дорожные участки требуют выравнивания. Оно осуществляется с использованием асфальтовой крошки или щебня.
Асфальтирование
Вторым по значимости этапом, после подготовительных дорожных работ, является укладка асфальта. При проведении ямочного ремонта укладка нового покрытия осуществляется вручную. За укладкой непременно следует укатка асфальта с помощью специальных машин – катков. Либо укатка осуществляется трамбовкой — виброплитой. Возможен вариант с ручным катком.
При проведении капитальных дорожных работ, укладку асфальтового покрытия осуществляют асфальтоукладочные машины, они оснащены специальным бункером, в который насыпается новый асфальт из грузовой техники. С помощью шнека выгруженный асфальт равномерно распределяется по ширине асфальтоукладчика, высыпается ровным слоем и прижимается специальной плитой. Данный процесс полностью автоматизирован и позволяет с высокой точностью регулировать толщину нового асфальтового слоя. Уложенный асфальт в обязательном порядке укатывается асфальтовыми катками.
Возможные ошибки
- Неприменение битумной эмульсии между слоями асфальта, если слои укладываются не в один день, а с разрывом во времени — например, несколько дней. Не обязательно, что это будет так. Но если между слоями осел толстый слой пыли или грязи или песка или воды — скорее всего такой риск будет.
- Криволинейные ямы при ямочном ремонте. Подобные работы по проведению ремонта покрытия быстрее приходят в негодность. Проверено временем.
- Демонтаж асфальтового покрытия меньшей толщины. Зачастую некоторые организации, предпочитающие прибыль качественному результату работ, демонтируют лишь пару сантиметров старого асфальтового покрытия. Вследствие чего, новый асфальт кладется также относительно тонким слоем. Это позволяет на участке протяженность в несколько километров сэкономить значительные средства. Однако такой слой асфальта крайне недолговечен.