Технология строительства автомобильной дороги
Автомобильная дорога кладется слоями, в качестве первого слоя этого будущего «пирога» кладется геотекстиль, поверх засыпают песок в несколько слоев, часто с проливанием.
Эта процедура способствует устранению микрорельефа, чтобы в конечном итоге дорога получилась гладкой, а ее укладка не отняла лишних средств и времени. Чем более ровной станет основа для укладки асфальта в качестве последнего слоя, тем скорее дорога выйдет качественной.
Процедура укладки дороги длительна, и покрытие укладывают не сразу, дорогу нужно защитить от непогоды, сделав водоотвод, или вовсе, для этого могут понадобиться дополнительные конструкции.
Водоотведение проводится с учетом такого фактора, как специфика рельефа, сток же располагают достаточно далеко от дороги.
Дальнейшая технология подразумевает укладку щебня после слоя песка: засыпается щебень, сначала крупной фракции (40-70). Далее мельче – 20-40. Качественный итог мероприятий зависит от следования правилам укладки на каждом из этапов. Так, например, плохо проведенное уплотнение на одном из слоев скажется на внешнем покрытие, которое не сможет выдерживать механических воздействий, и вскоре такой дороге потребуется ремонт, причем ремонт основания.
Используемые материалы и техника
В качестве основы кроме щебня также применяют другие аналогичные материалы для создания так называемого базальтового слоя. Этот слой обеспечивает асфальту устойчивость к многотонным нагрузкам. Занятно то, что асфальтовую смесь кладут как щебень, сначала крупнозернистый, а поверх – мелкозернистый. И в конце работ поверх финишного покрытия наносится разметка, дорога оснащается отбойниками, и по обочинам устанавливаются знаки.
Опыт показывает, что для быстрого и качественного строительства дороги, подрядчику потребуется парк с большим числом разнообразной техники, а также полный наряд специалистов, чтобы обойтись без делегирования частей работы субподрядчикам. Взаимодействие с субподрядчиками, разделение объема работ между несколькими компаниями зачастую приводят к пониженнию ответственности.
Строительство дороги подразумевает не только непосредственное прокладывание полотна, но и этап подготовки к эксплуатации, а именно настил слоя износа. Для этого привлекаются различные материалы: асфальтовая смесь, каменная крошка, чистый щебень или с пропиткой из битума и асфальтобетон. Асфальтобетон представляет собой смесь из песка, каменной муки, щебня или расплавленной асфальтовой смеси. Возможно также использование вторичного сырья: асфальтовой крошки, колотого кирпича, битума.
Очевидно, что дорожное полотно неспроста называют пирогом, при укладке дороги настилается около десятка слоев, их число зависит от объема подготовительных работ на выбранной площади.
Качество результата
Срок службы свежеположенной дороги можно предопределить, проанализировав соотношения качества проведенной работы и степени предстоящей нагрузки. Увеличивает срок службы дороги качество основы, для которой нужен щебень разной крупности: на нижнем слое прокладывается крупной щебень, он придает полотну устойчивость; мелкий щебень насыпается поверх, – он обеспечивает водонепроницаемость и устойчивость к износам.
Для малых участков порой применяется укладка полотна вручную, но по существу – это прошлый век. К тому же, человеческий фактор снижает качество работ. Поэтому этим должна заниматься спецтехника, современная и высокоэффективная: виброкатки и асфальтоукладчики.
Что влияет на срок эксплуатации полотна?
Асфальтовое покрытие в реальности изнашивается не из-за технической нагрузки от проходящего трафика, но из-за непогоды и химических реагентов, которые применяют дорожные службы, борясь с последствиями зимних осадков. Методы прокладки дорог не стоят на месте и развиваются, однако процедура по-прежнему остается дорогостоящей. Выделяют несколько типов (категорий) дорог. Наиболее долговечные и высококачественные магистрали — федеральные автотрассы, на них возлагается больше требований и нагрузки.
Дорога должна быть безопасной для использования, этому фактору служат правильность проектирования, распределение дорожных знаков и разметки, сцепные свойства покрытия при непогоде. Ряд компонентов таких, как определенные модификаторы в битуме и асфальтобетон обеспечивают устойчивость автомобилей на дороге в плохую погоду, а также способствую долговечности, препятствуя возникновению трещин от перепадов температур.
Остановимся подробнее на теме перепадов температур, так как это насущная проблема. Связанно это отчасти с климатическими особенностями: столбик термометра скачет, преодолевая отметку в 0 градусов множество раз за сезон, отчего трескается дорожное покрытие. Водонепроницаемость потому и важна, что способна противостоять разрушению по причине климата.
Качественно положенное полотно, оснащенное отбойниками, разметкой и знаками, видными в любое время суток, – вот набор составляющих хорошей и безопасной дороги. Это большие затраты, но и значительная пропускная способность, а также возможность для скоростного трафика до 150км в час. Государственным документом ГОСТ №3344-83 зарегламентирована важность дорог для государства, а также их характеристики. Например качество используемых грунтов определяется также ГОСТом, кубические разновидности, прочность. ГОСТ утверждает и сами условия прокладки дороги, в какую погоду производится данная работа, диапазон температур и прочие условия.